Агрессия и её причины

Опубликовано 06.09.2012

Воинственный агрессивный человек
Если бы в мире существовал только один человек, ни одно его действие не могло бы считаться агрессивным. Как бы грубо он себя ни вёл по отношению к камню, палке или оленю, его поведение не выходило бы за рамки приличия. Агрессию можно идентифицировать только во взаимоотношениях с другими людьми, причём в различных обществах критерии агрессивного поведения будут различными. Кроме того, каждый отдельный человек сам устанавливает для себя определённые нормы. Мы знаем, что тот, кто хорошо воспитан — менее агрессивен.

Развиваясь, ребёнок движется от абсолютного нарциссизма, от мира, в котором присутствует только он сам, к объектным отношениям. Младенец ведёт себя так, как будто он один на земле и в мире нет больше никого. Он с жадностью может вгрызаться в мамину грудь, не задумываясь о том, что ей может быть больно, ему хочется насытиться, и ничто другое его не интересует. Порой нас могут шокировать некоторые жестокости, совершаемые маленькими детьми. В этот период ребёнок ведёт себя так не потому что он «плохой», он делает всё сообразно со своим опытом, ведь он не знает что есть кто-то другой со своими чувствами.

Со временем, ближе к 3 годам, если развитие проходит нормально, ребёнок начинает понимать, что у него есть мама и что непосредственное удовлетворение своих первичных физиологических импульсов может вызывать у неё некоторую нежелательную эмоциональную реакцию. С этого момента он вынужден умерять свой пыл, теперь он всегда должен помнить, что есть мама, которую не следует расстраивать. Ориентируясь на её реакцию, он понимает, какие поступки уместны, а от каких лучше воздержаться. Тут очень важно понимать, что у маленького человека только формирующаяся психика и процесс контроля и торможения своих естественных потребностей проходит для него очень болезненно и не всегда успешно.

Всякому взрослому человеку предшествует ребёнок, который формируется различными влияниями. Понятно, что в зависимости от среды, в которой развивался ребёнок, от его личных врождённых особенностей, от воспитательных мер, которым он был подвергнут, способность тормозить побуждения будет сильно отличаться. Разная степень развития этого качества может быть причиной множества недоразумений и конфликтов среди людей. Простые рабочие парни часто кажутся нахальными и несдержанными на интеллигентский вкус.

Некое действие становится агрессивным, если при недостаточном учёте внешних обстоятельств в результате него пострадали интересы другого человека. Причины агрессии бывают следующие:

  • В некоторых случаях, например, когда человек пьян, способность контролировать побуждения снижена, можно сказать, что в этом состоянии человек возвращается на предшествующую, нарциссическую стадию психического развития, он смелеет и не учитывает требований реальности и часто ведёт себя агрессивно. Известно, какой большой процент преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения.
  • Иногда жажда удовлетворить свои побуждения настолько велика, что даже хорошо структурированная психика оказывается неспособной совладать с ними. Воспитанный, но очень голодный человек вполне может отобрать у ребёнка яблоко.
  • Существует группа психических заболеваний, при которых представление об объекте не сформировано или сформировано лишь частично. Такой больной имеет лишь смутные представления о других людях и не может адекватно оценить и предугадать их реакцию на своё поведение. Люди, задержавшиеся на нарциссической стадии развития, также как дети до 4х лет, плохо переносят фрустрацию и часто реагируют на неё с интенсивной яростью. Малейшая отсрочка удовлетворения вызывает у них непереносимое возбуждение, которое они стремятся разрядить во что бы то ни стало, не считаясь с требованиями реальности, в результате чего могут пострадать окружающие люди.
  • Сюда же можно отнести различные проявления садизма, связанные с нарушениями психосексуального развития. В результате специфической невротической задержки реализация сексуального влечения у таких людей становится возможной только при соблюдении определённых условий. Они преодолевают собственную тревогу, вызывая страдания и страх у другого. Так как нормальная разрядка для таких людей недоступна, их сексуальное влечение достигает чрезмерно высокой интенсивности и пытается найти реализацию в патологических формах, при которых интересы объекта уже не учитываются.

О военной агрессии

Всякий военный конфликт характеризуется фантазиями враждующих сторон о собственном величии и о чудовищности врага, эти фантазии крайне заразительны и имеют самое широкое распространение среди всех слоёв населения. Благодаря им, конфликты разрастаются настолько, что становятся больше похожими на межвидовые конфликты из царства животных, как будто враг — это уже не такой же собрат-человек. Мишень военной агрессии обязательно дискриминируется.

Данному социальному феномену соответствует стадия психического развития в истории каждого из нас. В процессе формирования человеческой личности наступает такой момент, когда из первичного недифференцированного психического состояния формируются первые представления о себе и об объекте. Первые представления чрезвычайно хрупки и примитивны и требуют от ребёнка постоянных усилий по их поддержанию. Его психика ещё недостаточно структурирована для того, чтобы допустить возможность существования объекта, который был бы одновременно источником и удовольствия и неудовольствия, поэтому ребёнок прибегает к фантазийному разделению всех своих переживаний на две категории. Всё удовольствие проистекает, по мнению малыша, от абсолютно хорошего объекта, а неудовольствие от абсолютно плохого. Таким образом, для годовалого ребёнка не существует мамы, которая то хорошая, то плохая, для него это два разных человека. Так постепенно формируются две крупных группы представлений, которые впоследствии интегрируются в одно целостное представление об объекте.

В случаях, когда количество получаемого младенцем удовольствия недостаточно для формирования образа абсолютно хорошего объекта, интеграция целостных объектных представлений может не произойти, образ плохого объекта разрастается, в результате чего мир воспринимается как враждебный и наполненный преследующими фигурами. Такое психическое состояние называют паранойей. Человек, страдающий данным недугом, способен совершать страшные преступления, спасаясь от воображаемых враждебных объектов.

В таких критических ситуациях как война происходит нечто подобное — в психике нормального человека вновь воскресают эти архаические представления. Образ абсолютно хорошего объекта отождествляется с образом родины-матери, а образ плохого — с образом коварного врага. В обществе развивается своеобразный коллективный психоз, враг, таким образом, становится прототипом матери, не пришедшей своевременно на зов младенца.

Хочется подчеркнуть, что агрессия не является биологической потребностью человека, это скорее структурная дисфункция, которая проявляется и возможна исключительно во взаимодействии с другими людьми.