Чем дети отличаются от взрослых

Опубликовано 13.09.2012

чем дети отличаются от взрослыхТе, кто общался с детьми, знают, что в своём понимании событий и вещей ребёнок сильно отличается от взрослого, мир детей нелогичен, иррационален и подчинен своим законам. Между родителями и детьми часто возникают недоразумения, и все оттого, что взрослым зачастую трудно понять ребенка. Родители с наилучшими побуждениями пытаются создать для него все условия, исходя из своих соображений, логики и разума. Ребенок же все воспринимает абсолютно по-своему.

Например, мать решает отдать своего ребенка в детский сад, мотивируя это тем, что в саду ребенок начнет общаться с другими детьми и ему не будет скучно. Однако, сам ребенок воспринимает это как изгнание из дома, он думает, что мать бросила его как ненужного и оставила совсем одного с чужими людьми.

Или еще пример: ребенка ведут к стоматологу, чтобы вылечить ему зуб, а он воспринимает это как физическое насилие и пытку, которой его собственные родители его ни за что подвергают. Такой неожиданный удар от тех, кому он доверял, ему очень трудно перенести.

Есть четыре основные сферы, в которых дети принципиально отличаются от взрослых.

  • Ребенок эгоцентричен. Как мы, взрослые, всегда фигурируем как главные действующие лица в своих снах и фантазиях, так ребенок считает себя главным во всем и в любой ситуации может учитывать только свои интересы. Он полагает, что все происходит только ради него.Ребенок все объясняет через отношение к себе: если у мамы болит голова и она лежит в постели и не играет с ним – значит, он ей больше не нужен, значит, он в чем-то провинился. Если на улице холодно и нельзя пойти погулять – значит, это было в наказание сделано специально для него.
  • Чувства и желания ребенка намного интенсивнее, чем у взрослого; детские эмоции очень сильны. Это можно сравнить с состоянием аффекта у взрослых, когда игнорируя реальность и здравый смысл, человек может совершить несвойственные ему поступки. Взрослое поведение подчинено пониманию, знанию о том, что, грубо говоря «можно, а что нельзя», а детское — чувствам, страхам и фантазиям.Например, все тот же случай с детским садиком. Накануне вечером мама объяснила ребенку, что завтра он будет играться с другими детками, а она уйдет. Он понимает, обещает вести себя хорошо и не капризничать, но как только его приводят в садик, он начинает плакать, хватается за маму и не хочет её отпускать. Раздражаться на него в таком случае бессмысленно – даже если он понимает, что так вести себя нельзя, он еще ничего не может поделать со своими чувствами, он пока не научился владеть ими и тормозить какие-то нежелательные их проявления.

    Взрослые могут сравнительно безболезненно перенести отсрочку исполнения своего желания, а вот дети — нет. Они пока еще не умеют ждать и терпеть.

  • Ребенок совсем иначе, чем взрослые, воспринимает время. Наши, взрослые, представления о времени уже объективизированы: мы умеем чувствовать и понимать, что такое минута, час, месяц, год. Ребенок же пока что ощущает время субъективно, он понимает, что значат реально эти временные категории. Для него год – это как для нас сто лет. Ожидание вызывает у ребенка сильные переживания, тревогу и фрустрацию, особенно когда он остается без матери и ждет её возвращения.
  • И наконец, самое существенное отличие ребенка от взрослого — в понимании сексуальной жизни. Чем отличается мальчик от девочки, чем занимаются родители в спальне, откуда берутся дети? Эти вопросы очень волнуют детей. Но даже если прогрессивные и грамотные родители объяснят ребенку все, как есть, часто можно заметить, что эти объяснения ничего не будут для него значить. Ребенок все равно вынужден будет перевести эти реальные факты в свои инфантильные понятия.

Дети вообще многое из мира взрослых понимают по-другому и с целью овладения новой информацией переводят её на свой простой язык.

От маленького, беспомощного существа до зрелого во всех отношениях человека ребенку нужно пройти трудный путь. Ребенку нужен взрослый, который готов принимать эмоциональное участие в его жизни и постоянно помогать ему на протяжении долгого процесса формирования личности. Бессмысленно заставлять, дрессировать, ругать детей, и требовать от них того, что они пока в силу своей организации не могут понять. Эффективнее попытаться понять ребенка, уважая его как человека со своими чувствами, постепенно и деликатно приобщая к правилам и законам взрослой жизни, к принципу реальности.