Как понять своего ребенка?

Опубликовано 11.09.2015

Многие родители задаются распространенными вопросами: «как понять своего ребенка?»; «Какую методику выбрать при воспитании своего чада?»; «Как достигнуть взаимопонимания между детьми и родителями?». Воспитание детей – одна из самых сложных профессий в мире, тут нужен индивидуальный подход и огромное количество времени и внимания. В одной статье конечно не получится излить все аспекты воспитания, но реально донести основную мысль. Важно уделять своему малышу достаточное количество времени, отвечать на все интересующие вопросы и правильно доносить нужную информацию, но ни в коем случае ничего не скрывать.

Родителям нужно осознать, что ребенок – это личность, которая проходит процесс социализации, начиная с семьи. В свою очередь, семья, как важнейшая первичная социальная группа закладывает основные нормативы общественной жизни. В семье ребенок приобретает базовые навыки и знания об окружающем мире, получает эмоциональную удовлетворенность посредством обмена чувств и настроения, укрепляет чувство безопасности и удовлетворяет свои потребности.

Базовые навыки и знания ребенок начинает получать с самого младенчества, но они касаются только лишь его физиологических потребностей. Начиная с года малыш становится более любознательным и активным. Именно в этом возрасте он начинает понимать причинно-следственную связь и осваивает такие важные навыки как: речь, ходьба и логическое мышление. Естественно, родители устанавливают огромное количество правил и запретов в целях безопасности своего чада, но не стоит переусердствовать. Родители должны стараться установить ту «золотую середину» между вседозволенностью и тотальным контролем, чтобы не истребить в ребенке любознательность, инициативность и активность. Но что делать, если ребенок неуправляемый и делает непозволительные вещи?  Как пример: малышу нравится рисовать на огромной площади, на обоях, как вариант. Не проблема – оформите ребенку пространство для проявления творчества. Прикрепите на обои доску или большой ватман и предоставьте ему возможность и дальше рисовать на стене, но при этом немного ограничив территорию. Поддерживайте интерес к исследованиям чего-то нового (конечно под вашим чутким присмотром) и объясняйте понятным языком абсолютно все, что интересует вашего ребенка.

Отдельная тема, когда границы действительно начинают пересекаться и нужно сказать злосчастное «нельзя». Очевидно, что «нельзя» должно регламентировать вещи, которые имеют принципиальное значение. Это не совет и не просьба, это запрет. Очень важно не путать эти три основополагающих понятия. Если в первых двух случаях ребенок может и ослушаться, при этом роль родителя в повторном истолковании, то при запрете нет никаких исключений. Это жесткое и аргументированное ограничение у которого есть вышесказанная «золотая середина». Если запретов слишком много, во-первых, ребенок не будет воспринимать их как нечто важное, а во-вторых, ждите непослушания, ведь «запретный плод сладок».

Еще один деликатный вопрос в психологии воспитания детей – поддержка родителей в конфликтах. В дошкольном возрасте ребенок осваивает навык социального общения и моральные нормы. Естественно, между детьми дошкольного возраста возникают конфликтные ситуации – и это абсолютно нормально, ведь не все социальные нормы усваиваются за один раз. Как уже говорилось выше, очень важно поддерживать тесную эмоциональную связь с ребенком и общаться с ним, объяснять, если потребуется по несколько раз. Но что делать если вашего ребенка начинают оскорблять или даже применять физическую силу? В таком случае, учите его давать сдачу и не бойтесь осуждения других мамочек, психологическое состояние вашего ребенка намного важнее. В такие моменты ребенок учится быть стрессоустойчивым, начинает отстаивать свое мнение и управлять своими эмоциями. Главное, доходчиво объяснить, что физическая сила не всегда является первой инстанцией, а должна применяться только в случае защиты. Ребенок не должен мириться с несправедливостью, а наоборот учиться давать отпор и отстаивать свои интересы. Роль родителей заключается именно в поддержке и адекватной оценке ситуации, что в итоге будет формировать у ребенка доверие и чувство безопасности.

Ну и напоследок, не менее важная тема – родительская любовь и ее проявление. Здесь все очень тесно переплетается с потребностями, ведь любовь – одна из базовых. Уже давно американский психолог Маслоу составил диаграмму иерархии человеческих потребностей. На первом месте находятся, очевидно, органические (физиологические) потребности, далее выше по ступеням: безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самореализация. С этого можно сделать вывод, что ребенок без удовлетворения базовых потребностей, не будет задумываться о вышестоящих. Так как физиологические потребности и безопасность является само собой разумеющимся, то любовь проявляется не всегда в верных формах. Всем понятно, что родители априори любят своих детей, но почему ребенок может этого не понимать? Запомните, у ребенка (дошкольников и младших школьников) еще нет зрелого понимания любви и абстрактного мышления. Единственный способ донести свою любовь – это поступки. Тактильные прикосновения, частое упоминание о любви по отношению к ребенку и конечно, реализация всего, что упоминалось в этой статье: поддержка, совместное времяпровождение, понимание, общение, интерес к ребенку и всему что с ним связано.

Вывод хочется адресовать родителям – будьте последовательны в своих действиях. Прежде чем искать проблему в ребенке, покопайтесь для начала в себе, возможно где-то был упущен момент скверного воспитания. А возможно ребенок просто остается ребенком, ведь детей невозможно сделать «удобными». Если у вас все еще остаются вопросы, смело записывайтесь к психологу-практику на прием, потому что в каждой ситуации есть свои нюансы и исключения, которые трудно выявить самостоятельно.